вторник, 30 июля 2013 г.

Уроки детства


  Когда деревья были большими, утро всегда прозрачным и свежим, а мороженое – самым изысканным деликатесом, Настя умела любить. Просто так.
Ей было весело рассматривать маленькую букашку, ползущую по огромному листу каштана, бежать вдоль огромного, сине-изумрудного моря, увязая ногами в песке и падая, спотыкаясь об этот песок. Ей было удивительно – как это? – песок сыпучий, а спотыкаешься об него, как о камень!


  Ей было радостно взбираться по горячим камням на утес, цепляясь за колючие кусты и смотреть оттуда, сверху на море, чаек, совсем крошечные суденышки, будто влипшие в море, как глупая стрекоза влипает в блюдце с вареньем. И слышать, как мама снизу весело кричит:
– Ах, ты, маленькая обезьянка! Опять залезла высоко – спускайся немедленно!
Насте было вкусно есть, обливаясь соком, здоровенный, сладкий арбуз, который отец привозил не с рынка, а с ближайшей бахчи – горячий, от яростного южного солнца, пахнущий медом и тем непередаваемым арбузным духом, который бывает только у арбузов, выросших на солнцепеке.
Она любила весь мир, всех людей, которые были в этом мире, чаек, букашек, прилипшую к варенью стрекозу, которую следовало немедленно выпустить из плена, и, конечно самых главных, самых лучших людей в своей жизни – маму и папу.
   Однажды теплым осенним утром родители обрядили Настю в неудобное платье, всучили ей в руки огромный букет и куда-то повели. Лица у обоих при этом были напряженно-торжественными и Настя немного испугалась.
Как оказалось, испугалась она не зря.
  Вскоре выяснилось, что разглядывание букашек и чаек – «пустая трата времени», бегать каждый день к морю «нельзя, потому, что надо заниматься», а ее любовь одноклассникам ни за каким лешим не нужна.
Так Настя узнала, что такое «взрослая жизнь».
  Однажды Настя подралась с мальчишкой из своего класса. Мальчишка мучил котенка, связав ему лапки шнурками от своих кроссовок. Настя поколотила мальчишку черенком метлы, который валялся в школьном дворе, отняла котенка, развязала ему лапки и отнесла хозяйке – бабушке, живущей на соседней улице. Вместе с бабушкой ни долго успокаивали плачущего, перепуганного зверька, поили его молоком, а когда котенок успокоился и задремал у Насти на коленях, бабушка поила ее чаем с абрикосовым вареньем.
Разумеется, школу Настя прогуляла.
Был жуткий скандал, и родителей вызвали в школу. Завуч, сухая, как палка, с таким же деревянным лицом орала на Настю, и родители побитого мальчишки орали на Настю. А ее, Настины родители, молчали, опустив вниз глаза, будто на потертом  школьном линолиуме было написано что-то утешительное.
   Вначале Настя пыталась объяснить всем про котенка и про бабушку, и про шнурки, но ее и слушать никто не стал. Потом она молча ждала, когда все наорутся и устанут, тогда можно будет пойти домой вместе с мамой и папой и там, дома, все снова будет хорошо. Там ее поймут, и пожалеют котенка, и, может быть, они вместе с мамой сходят на соседнюю улицу его навестить.
Но дома отец достал из шкафа ремень, и, потрясая им, чужим, незнакомым голосом сказал Насте, что если «это еще раз повторится», то он будет вынужден «выдрать ее, как сидорову козу».
А мама снова молчала…
Настя опять хотела рассказать отцу про котенка и шнурки, но он швырнул в угол ремень, прорычал: «Надеюсь, ты меня поняла, мерзкая драчунья» и ушел в другую комнату.
Мама ушла вслед за ним.
Так Настя узнала, что такое «предательство».
  В шестом классе Настя влюбилась. В нового учителя физкультуры. Он вел занятия у мальчишек, и она придумывала себе разные мелкие недомогания, чтобы сбежать от Валентины Сергеевны, которая вела физкультуру у девочек, приоткрыть дверь в «мальчишечий» спортзал и смотреть, как ее любимый учит одноклассников забрасывать мяч в кольцо.
 Насте снова стало казаться, что каштаны и тополя большие-пребольшие, утро – самое лучшее время и хотелось бежать по кромке моря, увязая в мокром песке….
Она уже знала, что о своей любви никому рассказывать нельзя, но так хотелось поделиться!
И она рассказала маме.
Мама вытирала уже помытую посуду.
Лицо мамы стало испуганно-тревожным, в глазах будто плескался какой-то вопрос, который она хотела задать дочери. Хотела и боялась.
Оборвав Настю на полуслове, мама сказала строгим голосом, чтобы она «выбросила эту дурь из головы», и еще, что «рано ей думать о мальчишках, тем более, что он учитель и взрослый мужик». Потом помолчала, сосредоточенно вытирая, уже совершено сухую тарелку, и добавила:
– Если все будет и дальше продолжаться в том же духе, мне придется поговорить с отцом, чтобы он вправил мозги этому педофилу. Поняла?
Настя уже прекрасно знала, кто такие педофилы, но как объяснять маме, которая не желает слушать никаких объяснений, что, что ОН ничего не знает о ее, Настиной любви, и поэтому не может быть никаким…
Объяснять она не стала – она уже знала некоторые «правила взрослой жизни» и помнила про «предательство».
Настя убежала на утес, забралась на самую верхушку и проревела там до самой темноты. Ей было обидно. Хотелось, чтобы мама и папа, как прежде, стали ее искать, и наши бы здесь, на скале – а где еще-то? – и чтобы мама вытерла слезы, а папа принес большой кусок арбуза и они дружно бы его съели, перемазавшись соком до ушей и смеялись бы над тем, какие они все чумазые.
Никто не пришел, и Настя в потемках спустилась с утеса, обдирая о кусты и камни локти и коленки. Дома, конечно, опять был скандал…
Так Настя узнала, что такое «одиночество».
……………………………………………………………………………………
   Молодая женщина медленно шла вдоль моря, по самой кромке воды. Навстречу ей, увязая в сыром песке, спотыкаясь, падая и весело смеясь, бежала маленькая, белокурая девчушка. Когда она добежала, женщина присела, обхватила ее и нежно прижала к себе.
– Тебе нравится здесь, доченька?
– Да, мамочка! Море такое чудесное! Здорово, что ты привезла меня сюда, только жаль, что папа не смог…
– Папа прилетает завтра, Полинка. Утром мы поедем его встречать.
– И потом вместе пойдем на море?
– Обязательно. И заберемся во-о-он на тот утес. Видишь?
Девчушка кивнула, потом лицо ее стало серьезным:
– Мамочка, а ты всегда-всегда будешь рядом?
Женщина покачала головой:
– Нет, милая, не всегда. Осенью ты пойдешь в школу, и у тебя появятся новые друзья. Но ты всегда помни – что бы ни случилось, мы с папой на твоей стороне…



10 комментариев:

  1. После таких "уроков" можно предположить, что героиня останется одна, но она смогла выйти замуж. имеет дочь. Все закончилось счастливо! Понравилось!

    ОтветитьУдалить
  2. Мы все проходим эти уроки. Просто одним требуется осознание, чтобы извлечь из них опыт, а у других этот процесс происходит автоматически. Героиня опыт извлекла - неважно как, важно, что благодаря этому опыту она стала мудрее.

    ОтветитьУдалить
  3. ..автоматически извлекается опыт? да, я помню, себя ребенком и многие вещи, незаметные для взрослых, мне были очевидными. Куда это уходит с возрастом? Замечаю, что сама веду себя так же, как моя мама со мной, хотя помню, как это меня обижало..

    ОтветитьУдалить
  4. Ну, вот, есть мотивация начать вести себя иначе:-)
    Про автоматический опыт:
    Оглянись вокруг. Скорее всего, в твоем окружении есть люди, которые до сих пор цепляются за детские обиды и проблемы. Как правило, такие люди живут "тяжело", обвиняют своих родителей и себя в своих проблемах. Они уверены - уже ничего исправить нельзя...
    Таким людям нужно осознание, приятие своих проблем и ответственности (не вины!)за свою жизнь. Только после этого они начнут меняться и их жизнь начнет меняться тоже.
    Увы, многие так и не доходят до момента осознания и отвергают возможность перемен:(
    А есть и другие. Они есть в окружении каждого человека. Они идут по жизни легко. Они искренне "не морочатся" проблемами, они их решают, извлекают опыт и идут дальше. Эти люди, как правило удачливы и заняты любимым делом. Вот они, извлекают опыт как бы автоматически. На самом деле, всю работу проделывают их Души, а они им просто не мешают своими надуманными страхами и жесткими установками.
    Мудрость именно в том, чтобы научиться не мешать своей Душе - ИМХО.
    Я на эту тему целую книгу могу написать, но зачем? Таких книг уже написано множество.

    ОтветитьУдалить
  5. А что понимается под Душой? Наверное, чувства в противовес мыслям, рассудку, уму. То есть способность чувствовать мир, другого, а не понимать умом? А если душа не развита, может быть такое? Тогда проделывать работу не чем выходит..
    С уважением, донна Белла

    ОтветитьУдалить
  6. Привет, донна Белла!
    Рада, что теперь мы знакомы.
    Понятие Души, конечно, немного шире, чем просто эмоции, но можно и так, чтобы не превращать нашу переписку в диссертацию:)
    Мне только кажется, что "противовес" это не совсем точно - Гармония, когда Разум и Душа не противодействуют, а сотрудничают, дополняя друг друга.
    На мой взгляд, Душа не развита бывает только в одном случае, если человек не дает ей возможности развиваться. Запрещает. Считает, что Разум важнее. Но как только он осознает, что Душа важная составляющая его человеческой сущности, она начинает развиваться.
    Тренировать можно не только мышцы, Душу тоже можно тренировать. У меня уже получается:-)

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Наталья!
    Мне очень приятно общаться с Вами))
    У меня чувство и эмоция не равны: чувство более длительно, это способность воспринимать мир тонко что ли, а эмоция это сиюминутное состояние, всплеск психической энергии. Я не спихолог, это мое ощущение. А в слове противовес не вижу противоречия Вашей трактовке, ведь если есть противовес, соответствующий весу, то весы УРАВНОВЕШЕНЫ. А гармоничного человека еще называют уравновешенным, а красота- это уравновешенность частей к целому, числа Фибоначчи..

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо интересно, жаль только для некоторых родителей слишком поздно.

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо!
    Ваша история развеяла мои сомнения. Нельзя избаловать (или даже "испортить") ребенка любовью и защитой, как считают некоторые родители.

    ОтветитьУдалить
  10. Да, в любой практически ситуации ребёнок должен знать, что него поддержат и он может довериться родителям.

    ОтветитьУдалить